Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Технология изготовления фарфоровой скульптуры
Форум для любителей искусства и старины "СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ" > Художественная промышленность РОССИИ. Люди, производства ... > Технологии производства керамических изделий, а также стили, техники и приемы их декорирования
Страницы: 1, 2, 3, 4
Serg_guard
Спасибо Сергею Алексеичу и Гелле за идею создания нового форума и его название, соответственно. Link

Немного расширил рамки форума, т.к. многих я думаю заинтересуют вопросы технологии производства фарфора, фаянса и т.д.

С уважением, Администратор
СЕРЫЙ
Цитата(Serg_guard @ 3.7.2006, 18:40) *
Спасибо Сергею Алексеичу и Гелле за идею создания нового форума и его название, соответственно. Link

Немного расширил рамки форума, т.к. многих я думаю заинтересуют вопросы технологии производства фарфора, фаянса и т.д.

С уважением, Администратор

Сегодня прочитал о том, с каким энтузиазмом нашими уважаемыми старожилами создавалась данная ветка форума, но почему-то спустя некоторое время оказалась на стадии замирания. Почему? Для меня не понятно. Ведь тема технологии производства фарфора, фаянса и керамики-это одна из интересных тем, без знания которой невозможно грамотно провести атрибуцию изделия. Было бы очень интересно услышать от кого-нибудь из опытных форумчан или технологов, связанных с производством, процесс рождения статуэтки от самого начала до выхода с завода. Или хотя бы получить ссылку на данный вопрос. С уважением..
Serg_guard
По этому вопросу лучше попросить высказаться Константина (Konstart)
konstart
Да, это "любимая" моя тема. Я согласен, что знание технологических тонкостей позволяет точнее атрибутировать вещи.
Это очень важно. Но, практика показала, что знания изложенные абстрактно, в виде толстого учебника плохо усваиваются.
Да и писать такие "учебники" абстрактно мало интересно. Мне ,например, не понятно в каком обьёме и на какой уровень погружения нужна инфомация. Кажется иногда, что общими вопросами уже все владеют. Обычно интерес возникает, когда появляется конкретный вопрос.Когда спорная ситуация. Тогда рождается и ответ.
Эту тему можно загрузить различными ссылками, но в этом я не могу конкурировать с более продвинутыми в интернетсреде форумчанами.
Сам редко лезу в справочный материал.
Но с удовольствием готов ответить(если знаю smile.gif ), поспорить в поисках истины на задаваемые вопросы. Это бывает очень интересно и полезно для всех участников.
konstart
Цитата(СЕРЫЙ @ 14.12.2009, 20:51) *
Цитата(Serg_guard @ 3.7.2006, 18:40) *
Спасибо Сергею Алексеичу и Гелле за идею создания нового форума и его название, соответственно. Link

Немного расширил рамки форума, т.к. многих я думаю заинтересуют вопросы технологии производства фарфора, фаянса и т.д.

С уважением, Администратор

Было бы очень интересно услышать от кого-нибудь из опытных форумчан или технологов, связанных с производством, процесс рождения статуэтки от самого начала до выхода с завода. Или хотя бы получить ссылку на данный вопрос. С уважением..


Уважаемый, Серый. Если у Вас нет даже общей информации об этом процессе, то я к Вашим услугам. Торжественно клянусь в ближайшие дни
исполнить просьбу.
При ответе на вопрос возникают сразу несколько контрвопросов: где создавали, в какое время, и какой из способов описать. Вот в конкретных тонкостях весь интерес.
СЕРЫЙ
Уважаемый konstart, огромное Вам спасибо, что откликнулись на просьбу. Это было бы замечательно. Давно известно, что к Вашим выступлениям на форумах всегда наблюдается повышенный интерес. Это и не удивительно, потому что Вы обладаете не только глубокими знаниями в данной области, но и можете очень грамотно, информативно и увлекательно преподнести материал. Ваша статья на данную тему оказалась бы очень кстати. Мне кажется, что даже в обзорном формате, не останавливаясь на технологических тонкостях, она повлечёт за собой массу вопросов и даст обильную почву для дискуссий и тем самым оживит данную ветку форума. Ну и конечно же окажет неоценимую пользу не только таким новичкам как я, но и я думаю форумчанам со стажем, так как позволит образно представить весь процесс рождения статуэтки. Что касается меня, то я был-бы очень благодарен Вам, если бы Вы подробнее остановились на роли авторов и исполнителей в этом процессе. Например, сколько авторских экземпляров создают скульптор и художник при производстве тиражной статуэтки? Будем с нетерпением ждать Вашу статью, однако торопить Вас считаем делом некорректным. С уважением..
konstart
Давайте начнём потихоньку. Постараюсь избежать дидактической схоластики.
Сначала общие вопросы, потом можно углубляться в частности. тема будет развиваться витками с отступлениями в стороны.

Итак. С чего начинается скульптура? С замысла, идеи, образа. Это самый загадочный и труднообъяснимый процесс. Как «пощупать» творческий процесс? Из каких сфер приходят образы? У всех по-разному. Кому то надо долго собирать материал, смотреть образцы аналогов, компилировать, долго делать эскизы, кто то вынашивает весь замысел в голове, прокручивает мысленно до малейших деталей, потом сразу начинает лепить без предварительных эскизов и моделей. Кто то видит лишь общую канву, потом начинает импровизировать в процессе работы, чувствуя и «думая» руками. Одни скульпторы прекрасно работают «по воображению», основываясь на ранее накопленном опыте работы и мастерстве, другие не могут обойтись без натуры и натурщиков. Это всё очень индивидуально. Но, перед тем как начать работу, надо определить задачу, своего рода тех. задание. Ответить на вопросы; что это будет за скульптура? Кто её потребитель? Каков тираж? Какая ценовая категория, что будет выражать эта скульптура? После ответа на эти и массу других вопросов, автор начинает решать образ скульптуры с учётом технологии производства, свойств материала, уровня квалификации исполнителей, технологичности, экономичности ит.д. На этой стадии полёт фантазии теряет крылья. Что-то надо обобщать, отказываться от деталей, упрощать. При этом вещь не должна терять выразительности, остаться красивой. При замысле фарфоровой скульптуры надо учитывать, как она будет декорирована. Некоторые авторы видят сразу произведение вместе с росписью, другие отдают решение этой задачи художникам. Часто скульпторы не видят роспись и стараются решить тему скульптурными средствами. Тогда вещь бывает хороша и без росписи.
Единичные авторские вещи можно позволить себе делать не оглядываясь на себестоимость, технологичность. Главное адекватно выразить мысль, образ.
konstart

Вот с такого наброска начиналась скульптура "Малыш-бычок". Поскольку эскиз не надо было утверждать у заказчика, проходить худсовет, то этого было достаточно. Давайте теперь посмотрим, как материализуется идея в фарфоре на примере сувенирной скульптурки из серии «счастливое детство». Тираж скульптуры ограниченный 100штук. Поэтому, чтобы не нарушать заявленные обещания сделаем вариацию скульптуры. Практически в прямом эфире.

После таких нескольких композиционных набросков следовала стадия вылепливания модели в пластилине, шёл поиск и конкретизация образа, двыжения, позы. Это называется черновая модель. Она не сохранилась, не была сфотографирована. Эту стадию опишу на других примерах в следующих постах.

Затем с пластилиновой модели сняли черновую форму. Эту форму обработали, залили в неё гипс. Получили гипсовую модель. Это называется чистовая модель.
Пластилиновую модель для формовки приходится расчленять. Надо понять, как оптимальнее поделить фигуру на части, чтобы было удобнее работать.
Вот они гипсовые части фигуры, подогнанные на стадии гипса друг к другу, чтобы небыло швов. Подставка снизу выбрана сферой. Это сделано для того,чтобы свод подпирал верхнюю горизонтальную плоскость подставки, не давал ей просесть в обжиге и, для того,чтобы низ был аккуратным, эстетичным, глазурованным (за исключением места касания подставки и стола).
konstart
Дальше гипсовую чистовую проработанную модель надо ещё раз отформовать, получить уже "литьевые формы". В эти формы заливается фарфоровфй шликер.
Это фарфоровая масса разведёная водой в определённой консистенции. Гипсовая форма впитывает в себя воду из шликера, на стенках гипса нарастает фарфоровый корж. Чем дольше держать шликер в форме, тем толще стенка изделия. После набора нужной толщины, шликер из формы выливают.

Для работы нужно несколько форм. Одна такая форма без сильной потери качества способна выдержать примерно 30 отливок. Дальше стенки формы сильно выедаются,
рельеф замыливается, появляются раковины. Грубые изделия можно лить и дальше, а вот тонкие уже не желательно.
Для заявленного тиража 100шт. мне потребовалось пять комплектов форм. В каждый комплект можно сделать примерно 2-3 отливки. Дальше форма сильно промокает.
Надо учитывать, что выход продукции не 100% случается брак. Поэтому отливок надо делать больше. В моём случае закладывал 20%

Так выглядит комплект литьевых форм для изготовления данной скульптурки. Для такой маленькой скульптурки такой обьём форм из гипса.
konstart
Формы бывают наливные, когда шликер залитый в форму не надо сливать. Он полностью заполняет деталь.
И сливные,когда обьём большой и шликер надо сливать.
В этом комплекте сливные формы на тело мальчика, ноги, подставка. Наливные для кистей рук, коровка.
Дяденька заливает формы из кувшинчика шликером.

И формы с нашей скульптуркой. Тело с уже слитым шликером, виден литник. Форма на коровку наливная, полностью заполненный литник.
konstart
Затем формы разнимаем. Хорошо видно, сколько кусков формы требуется на каждую отдельную деталь.
konstart
Следующая стадия склейка отдельно отлитых деталей.
Всё что вынули из формы, аккуратно положили на губку. Затем зарезали литники,подчистили швы.
Потом приклеиваем мелкие детали, потом сборка всех частей. Склейка происходит на тот же самый шликер. Кисточкой наносим шликер на место склейки и прижимаем склеиваемые части.
Важно не пересушить отливки перед склейкой.
И вот уже собранная скульптурка. Швы зачищены, замыты кисточкой, нужные детали пролеплены, проработаны.
около скульптуры лежат инструменты, применяемые в этой стадии работы.
konstart
Следующая стадия сушка.
До обжига! Кисточкой делаем роспись солями металлов. Прямо по сырцу. Раствор солей практически бесцветен. Для удобства работы подкрашиваем его чернилами.
В нашем случае применяем азотнокислую соль кобальта и марганца.
Роспись солями это самый дешёвый и простой способ декорирования скульптур. Он не требует особого мастерства владения кистью, тонкости и большой концентрациии,
как в надглазурной росписи. Это самый дешёвый краситель. Требуется только аккуратность и осторожность в работе. Соли очень ядовиты.
Очень важно точно определить нужную концентрацию раствора соли. Это пожалуй самая трудная часть работы с солью.

Затем вещь отправляем на первый, утильный обжиг. Его задача закрепить изделие, сделать его нерастворимым в воде, чтобы можно было без опаски глазуровать.
Температура такого обжига колеблется примерно от 700до 950 градусов. В нашем случае 900.

Так выглядит изделие после утильного обжига. Соль уже начинает проявлять цвет.
konstart
Следующая стадия глазуровка.
Глазурь это тонко помолотый порошок, который после обжига на высокую температуру прочно спекается с поверхностью фарфора, образует на нём слой блестящего стекла.
Этот порошок разведён водой в нужной концентрации. Вот он в бачке. Скульптура в момент доставания из глазури. Это медот глазуровки окунанием.
На поверхности изделия остаётся тонкий равномерный слой порошка глазури. Поры изделия впитывают в себя воду.

В обжиге глазурь полностью расплавляется и, чтобы она не прилипла к плите в печке, донышко необходимо замыть губкой.
На фото видно. Замытая часть отличается по цвету. Именно поэтому на фарфоровых изделиях ножки не глазурованные.

Теперь изделие может отправляться на политой обжиг. В нашем случае это 1280 градусов.
продолжение следует.
МОЛЯ
не могу найти слов, чтобы выразить балгодарность за ТАКУЮ экскурсию!!!
Афеландра
Очень понравилось объяснение - просто и доступно, хотя за этим стоит столько умения и профессионализма!!!
ПЧЕЛКА
Это даже не экскурсия, это что-то бОльшее, похоже на начало замечательного большого проекта. Огромная благодарность!
А можно вопросы? Про литье скульптуры все понятно. Не совсем понятно про создание гипсовой формы. Каким образом делают форму? Облепливают пластилиновую модель гипсом? Если при создании уже скульптуры вода из шликера выпитывается в форму и изделие тем самым отстает от формы, то как отстает пластилиновая модель от формы? Это полностью ручной труд? Я имею ввиду вот эти ямочки и выпуклости для удержания частей формы вместе, руками делаются? Спасибо!
Serg_guard
Константин просто прекрасно smile.gif Спасибо
СЕРЫЙ
Да-а, вот так вот в человеке сразу раскрывается очень много качеств: это и профессионализм, и Талант с большой буквы и бескорыстность, и желание придти на помощь и проекту и его участникам. Огромное Вам спасибо Константин. С уважением..
konstart
Цитата(ПЧЕЛКА @ 22.12.2009, 16:13) *
Это даже не экскурсия, это что-то бОльшее, похоже на начало замечательного большого проекта. Огромная благодарность!
А можно вопросы? Про литье скульптуры все понятно. Не совсем понятно про создание гипсовой формы. Каким образом делают форму? Облепливают пластилиновую модель гипсом? Если при создании уже скульптуры вода из шликера выпитывается в форму и изделие тем самым отстает от формы, то как отстает пластилиновая модель от формы? Это полностью ручной труд? Я имею ввиду вот эти ямочки и выпуклости для удержания частей формы вместе, руками делаются? Спасибо!


Да, если сил хватит, задумано как проект. Надеюсь, что потом и другие мастера подтянутся.
Спасибо за добрые слова. Интерактив очень важен.

Про формовку пластилина обязательно расскажу. Лучше показать,но в ближайшее время формовка не светит. Надеюсь на других витках темы это осветить подробнее.

А пока наш малыш с коровкой стоит в печке. Обжиг на температуру 1280градусов проходил 10,5часов. Это быстро. Но учитывая маленькие размеры изделия вполне достаточно. Когда обжигаются большие толстостенные изделия, время набора температуры надо увеличивать. Примерно до 15-18часов. Соответственно и время остывания. Печка завтра остынет. Увидим, что получилось. Это всегда волнительный момент.
Так выглядит одна из моих печек. Обьём 500литров. Это электрическая печка камерного типа. В качестве нагревателей применяется спираль из специального сплава.
Выше 1300градусов такая печка выдать может, но долго не проживёт. Спирали быстро сгорят. На снимке видны специальные полочки в печке из огнеупорного материала. В данном случае карбидокремниевые. Они позволяют ставить этажерки, и распологать изделия в обжиге в несколько ярусов.
На заводах применяются газовые печи. как камерные, так и туннельные. Это такие длинные печи в виде туннеля, куда с одной стороны заезжают вагонетки, а с другой выезжают.
В стародавние времена применялись горновые печи. Они работали на разном виде топлива: дровах, угле, солярке, мазуте. Но были не экономичны и ушли в историю.
Очень важно отметить, для качественного обжига фарфора раньше была просто необходима "восстановительная газовая среда" в диапазоне температур от 1060градусов до температуры плавления глазури. На фарфоровых заводах нашей Родины так и делалось. Это позволяет отбелить фарфоровую массу, придать ей холодноватый оттенок. Это связано с тем, что в фарфоровой массе присутствуют железоокисные соединения. Они дают черепку желтизну и серость. А при восстановительной среде эти железные соединения переходят в другую модификацию. ( я специально упрощяю, чтобы не утомлять формулами и терминами).
Восстановительная среда достигалась снижением в воздухе в печи кислорода и увеличением угарного и углекислого газа. Это очень легко сделать, когда печка работает на углеводородном топливе. Но нельзя сделать в электропечи, если не оснастить её специальной топкой, или подачей балонного угарного газа.
Этот фактор позволяет на глаз определить подделку. Даже если она была сделана в оригинальную форму и из заводской массы, но обожжена в условиях кустарной мастерской. Кроме того, твёрдый советский фарфор обжигался на температуру 1350-1380. Такой температуры достичь в электропечах очень сложно. Нужны другие нагреватели: Селитовые стержни, хромидлантановые, но это мало кто мог себе позволить.
Недожжёную массу сразу видно.
Сейчас границы открыты. Есть возможность приобретать импортные качественные массы, что я и делаю. Массозаготовительные фирмы делают специальные фарфоровые порошки, которые нужно просто развести водой ( ну, конечно на практике не всё так просто smile.gif) Есть специальные составы для обжига в окислительной среде. Эту проблему во всём мире решили на стадии очистки сырья.
ПЧЕЛКА
Какая ужасная, страшная печь и какая красота в ней стоит! Прямо как Красавица и чудовище smile.gif
konstart
Теперь несколько фотографий с экскурсии в Дулёво. Постараюсь комментировать в нейтральных выражениях.
Продолжая тему обжига хочу проиллюстрировать фотографиями из цеха обжига. тоннельные печи. То, что на фотографиях это огромные вагонетки.
На одних стоят готовые к обжигу чайники, на других тарелки в специальных капселях.
konstart
Цитата(ПЧЕЛКА @ 24.12.2009, 0:41) *
Какая ужасная, страшная печь и какая красота в ней стоит! Прямо как Красавица и чудовище smile.gif

Десять лет назад и это чудовище было красавицей. smile.gif Но температура и пары воды делают своё чёрное дело.
konstart
Вот вид тоннельной печи. Из неё выезжает вагонетка после утильного обжига. Стоят розоватые изделия. Они отправляются на глазуровку.
konstart
А вот вагонетка вышедшая из политого обжига. На ней уже глазурованные блестящие изделия. Их проверит отк, отсортируют и отправят на декорирование.
К сожалению, брака очень много. На мой взгляд 100%, но ОТК так не считает.
konstart
А вот так вагонетки загружают. Эта профессия называется ставельщик(ца).
ПЧЕЛКА
А почему изделия розоватые после утильного обжига?
konstart
Обратите внимание, как стоят чашки. Одна на другой. Именно так они отправляются в обжиг. Это называется обжиг "в склейку". Таким образом края чашки держат друг друга, не давая сильно кривиться. От поведения ещё применяют бомзы. Это фарфоровые кружочки со специальными пазами, в которые вставляется перевёрнутая чашка. Метод "в склейку" намного дешевле. Дешевле это вообще ключевой девиз таких заводов гигантов. На фотографии в посте выше, из политого обжига, как раз видно чашки.
Не могу не прокомментировать недостатки такого дешёвого способа. Края получается не глазурованный. Он быстро пачкается в процессе эксплуатации и очень трудно отмывается. Такие края подлежат шлифовке после обжига, но и после этой операции сохраняется неприятный для губ и языка шершавый наждак.
Как правило, чашки потом декорируют отводкой. Золотой ободок (усик) ложится то глазури, то по шершавому бисквиту. На бисквите оно сильно отличается.
Всё это снижает эстетическое восприятие. Ни один современный уважающий себя производитель не опускается до неглазурованного края.
konstart
Цитата(ПЧЕЛКА @ 24.12.2009, 1:07) *
А почему изделия розоватые после утильного обжига?


Они ещё очень плохо спечённые, сильно пористые. Остались вещества, соединения металлов, образующих цвет, которые на высокой температуре сгорают, расплавляются.
konstart
На этих фотографиях видно, как формуются чашки на шаблонном станке.
В гипсовую форму помещают дозированный кусок пластичной вакуумированной фарфоровой массы, затем стальным пуансоном раскатывают по стенкам.
Массозаготовительный участок я показывать не буду. Этот ужас лучше не видеть.
Комментарии перестанут быть нейтральными.
СЕРЫЙ
Уважаемый konstart, если я правильно понял, то для импортных качественных масс восстановительная газовая среда уже необязательна. Отличаются ли современные фарфоровые массы от используемых в СССР по удельному весу. И ещё, не могли бы Вы перечислить признаки недожжённой массы? С уважением..
ПЧЕЛКА
Хотела проиллюстрировать Ставельщицу из 26 поста в фарфоре. Была же такая фигура, пока не нашла huh.gif Может кто-нибудь поможет? Было бы интересно smile.gif
Цитата(konstart @ 24.12.2009, 0:26) *
Массозаготовительный участок я показывать не буду. Этот ужас лучше не видеть.
Комментарии перестанут быть нейтральными.

Уважаемый Konstart, у нас психика устойчивая smile.gif, покажите, пожалуйста, можно без комментариев smile.gif
ole
Спасибо большое за интересный рассказ.
konstart
Цитата(СЕРЫЙ @ 24.12.2009, 11:30) *
Уважаемый konstart, если я правильно понял, то для импортных качественных масс восстановительная газовая среда уже необязательна. Отличаются ли современные фарфоровые массы от используемых в СССР по удельному весу. И ещё, не могли бы Вы перечислить признаки недожжённой массы? С уважением..

Современные импортные массы это тоже большая сфера. Глобализация делает своё дело. Количество производителей сокращается, но остаются фирмы разного уровня.
Кроме того,некоторые заводы по прежнему готовят массу для себя сами из исходного сырья. Этим отличаются наши постсоветские заводы, отдельные европейские заводы-музеи с древней историей.
Выпускаемые массы дифференцированы. Есть специально для окислительной среды, для них восстановительная среда уже не нужна по определению.
Есть традиционные для восстановительной среды. Кроме того, они разняться по температуре обжига. Но, чем выше температура, тем белее получается фарфор.
Тенденция последних 30лет неумолима. Заводы неуклонно снижают температуру обжига и переходят на массы не требующие восстановительной среды.
В России пока всё остаётся по старому. Отдельные небольшие заводы пытались закупать импортные массы. Это некоторые малые фабрики в Гжели, Сысерть,
частные мастерские.
На(в) Украине работает массозаготовительный завод по западному образцу. Выпускает массу в виде порошка на разные температуры обжига.
Пока уступает немецким заводам по качеству даже с восстановительной средой.
Удельный вес (плотность) всё та же. Но высокотемпературный твёрдый фарфор будет потяжелее "мягкого".


Признаки недожжёной массы (речь идёт о фарфоре) :
Пористость. Черепок впитывает воду. Есть простой способ проверки, правда не гигиеничный, неглазурованный фрагмент лизнуть кончиком языка.
Язык слегка прилипает к поверхности, а попавшая на поверхность изделия слюна быстро впитывается в черепок. Можно просто смочить поверхность водой, но эффект не тот. smile.gif
Характерный серовато-охристый оттенок. Масса недостаточно отбелилась. Это видно как под глазурью, так и на "бисквите".
Мелкие тёмно-серые вкрапления, засоряющие примеси из исходного сырья. В момент спекания фарфора при образовании стеклофазы они расплавляются,либо сгорают, теряют цвет на высокой температуре.
Найду, попробую отснять, но фотография не передаст всех ощущений.
konstart
Цитата(ПЧЕЛКА @ 24.12.2009, 12:07) *
Хотела проиллюстрировать Ставельщицу из 26 поста в фарфоре. Была же такая фигура, пока не нашла huh.gif Может кто-нибудь поможет? Было бы интересно smile.gif
Цитата(konstart @ 24.12.2009, 0:26) *
Массозаготовительный участок я показывать не буду. Этот ужас лучше не видеть.
Комментарии перестанут быть нейтральными.

Уважаемый Konstart, у нас психика устойчивая smile.gif, покажите, пожалуйста, можно без комментариев smile.gif

Их было несколько. Знаю точно, что была у Колокольцовой. остальные сейчас смутно помню.
Сейчас фотографию не могу найти, спрятал подальше, чтобы не расстраиваться. Старые ржавые шаровые мельницы, реки фарфора по жестяным желобкам с магнитами.
грустно это. Вам вон тех вёдер мало? smile.gif
konstart
Сегодня достал из политого обжига скульптурку. К сожалению, без брака не обошлось. Но это и к лучшему. Есть что проиллюстрировать.
А то как то всё слишком просто. smile.gif На подставочке, которую скульпторы солидно именуют плинтом, произошла "печная трещина". Это не бой. Трещина дальше не пойдёт.
Но вид изделия портит. Заложена она была уже в литьё, но проявилась в результате экстремальных режимов сушки. Тут спешить нельзя.
Трещину можно увидеть на фотографии в росписи, в фасовом положении.
После этого обжига соли проявили свой цвет. Фигура готова к надглазурной росписи.
konstart
Вот примерно так выглядит рабочее место художника по росписи фарфора. В меру захламлённое, но всё под руками.
Тут происходит надглазурная роспись.
Конечно у каждого художника свои вариации. На немецких заводах всё гораздо стерильнее. smile.gif
Краски в виде порошка разводят на скипидаре с добавлением скипидарного масла. По вкусу добавляют касторовое масло, которое не даёт слишком быстро засыхать краске на палитре и позволяет более тонко наносить краску. Очень хорошо помогают косметические масла например гвоздичное.
Краски разводят на стекле. Это палитра. Таких стёкол целый набор. Они хранятся в этажерке.
Современные импортные краски можно просто развести мастихином.
С продукцией Дулёвского красочного надо было потрудиться. В Советское время нас учили, эту краску сначала перетирать на большом матовом стекле стеклянным курантом в течение двух! часов на воде. Потом порошок высушивался, только после этого добавляли скипидар, перетирали ещё минут тридцать специальным шпателем постепенно добавляя по капле скипидар. Получалась изумительная по консистенции краска, которую нужно было выстоять перед использованием ещё примерно 2часа.
Дулёвские краски были плохо и неравномерно помолоты, не такие чистые и яркие, как импортные, но и ими можно достигать превосходных результатов.
Было бы умение. А пурпура просто дивные.
Надглазурные краски можно наносить кистью, пером, аэрографом, тампоном, пальцем. Способов, техник и приёмов великое множество.
В качестве связующего можно применять водорастворимые клеющие составы. Для работы пером применяли даже простой сахарный сироп. Главное не сделать сироп слишком сладким. smile.gif Краска при обжиге вспучится.
Последнее время появились импортные водорастворимые связки для надглазурной краски. Очень удобно в работе, при простом декорировании, проведении равномерных линий, но при тонкой многослойной живописи они не могут сравниться с традиционной техникой на скипидаре (терпентине).
В надглазурной росписи также применяются препараты золота, платины, люстровые краски.
Для декорирования золотом применяют жидкий препарат глянцевого золота 10-12%.
Жидкий препарат полировочного золота 18-24%
Порошки золота для последующей полировки и цировки 40-60%.
Краски после обжига меняют свой оттенок. Пурпурные краски очень значительно.
Не все краски между собой совместимы. Так селено-кадмиевые (оранжевые, красные, тёмно-красные) смешиваются только между собой.
Традиционно надглазурные краски имели разную температуру обжига.Пурпура самую высокую 820-840градусов, потом шли синие оттенки 820.
Потом основная палитра цветов примерно 800-810. Затем селено-кадмиевые 720-780. И ,наконец, глянцевое золото.
Начинали роспись с высокотемпературных красок. Проводили несколько обжигов.
Современные палитры красок позволяют обжигать всё семейство на одну температуру. Это особенно важно при производстве деколей.
konstart
Так. А где наш малыш? Вот он! Расписываем. Сначала глаза. Делаем голубенькую подкладку.
Расписываем губки. Аккуратненько растамповываем на масле ту же краску, что и для губ по телу, по вершинам формы.
Потом замесом краски серой, коричневой, чёрной ставим зрачки. более бледным тоном рисуем бровки, реснички, глазки коровки.
Затем декорируем комбинезон. Сложным замесом на основе фиолетового пурпура.
Золотим рожки, копытца коровки.
И завершающий аккорд надпись. К пятилетию этого замечательного форума. smile.gif

Фигура незамедлительно отправилась в обжиг на температуру 780градусов. Завтра можно увидеть результаты работы.
Сравнить, на сколько это позволяет фотография, как поменяется цвет краски.

На фотографии, где торец подставки обращён к нам, у кончика кисточки видна та самая трещина, упоминавшаяся выше.
СЕРЫЙ
Читал сегодня продолжение Вашего труда и думал: Вот каких высот может достичь увлечённый человек, постоянно изо дня в день занимающийся любимым делом. И на сколько интереснее он оказывается в итоге тех людей, которые всю жизнь скачут по верхам -всего по-немножку, а в итоге ничего. И не зря пишут о потомственных профессиях и потомственных династиях, это не пустые слова. Я думаю, что большинство коллекционеров, в том числе и я, читая Ваш труд, большое внимание обращают на методы позволяющие индентифицировать статуэтку, определить признаки, по которым можно привязать её к советской эпохе, отличить от фальшивой. В связи с этим, я с большим интересом прочитал о красках, их совместимости и разных температурах обжига. Я думаю, что количество обжигов говорит о коофициенте трудоёмкости и, как один из факторов о её цене, а так же, в какой-то степени влияет на редкость. А это позволяет отличить сувенирную продукцию от коллекционной. Таким образом, я сделал вывод, что вопрос о красках это очень важный вопрос. С уважением..
konstart
Цитата(СЕРЫЙ @ 25.12.2009, 16:52) *
я с большим интересом прочитал о красках, их совместимости и разных температурах обжига. Я думаю, что количество обжигов говорит о коофициенте трудоёмкости и, как один из факторов о её цене, а так же, в какой-то степени влияет на редкость. А это позволяет отличить сувенирную продукцию от коллекционной. Таким образом, я сделал вывод, что вопрос о красках это очень важный вопрос. С уважением..

В очередной раз выражаю в ответ искреннюю благодарность за внимание.
Знание оттенков и свойств красок очень важно при атрибуции вещей. Химия красок со временем менялась. Она поменялась и на всемирно известных заводах,
которые декларируют свои традиции: Майссен, Нимфенбург и т.д и т.п. Современные краски стали чище, флюсы в этих красках более блестящие.
Если в Советское время мы сетовали, что нашим краскам не хватает яркости супротив "буржуйских", то сейчас эти импортные краски приходится "притушивать", делать более сложные замесы, нельзя просто взять краску из баночки, когда нужна действительно живопись, а не просто рядовая сувенирная работа. Кроме того, классическая раскладка красок по температуре позволяла более высокотемпературным краскам( пурпурам, кобальтовым синим) развивать очень красивые глубокие,насыщенные тона. Словами это описать нельзя.
Это надо сравнивать. Современная палитра стала конечно же шире, более удобная в работе, но некий шарм ушёл. Краски стали более "попсовые", если можно так сказать. Но это проблема живописца, а не производителя красок. Просто это надо учитывать в работе.
Ludmila
Спасибо.С уважением.
konstart
Вот таким вышел малыш сегодня из печки. Пурпур проявил свой цвет и стал розовым, стал светлее по тону.
Золото из коричневого превратилось в золото. Красный стал более прозрачный. Кстати, в жизни он не такой яркий.
Итак, технологический цикл от отливки до последнего обжига занял у нас ровно неделю. Это очень быстро.

В дальнейшем планирую поговорить о более сложных вещах, рассказать про изготовление форм с уходом в ретроспекцию.

ПЧЕЛКА
Уважаемый Konstart, Дулево все еще производит краски? И еще один вопрос, не могли бы Вы показать как выглядит аэрограф.
Jane Crane
Константин, огромное спасибо за столь наглядную демонстрацию!
какой же это сложный процесс.

А как глазурь покрывает все участки? Ведь есть места, за которые фигурку держат, когда окунают.
Serg_guard
Цитата(ПЧЕЛКА @ 26.12.2009, 12:57) *
Уважаемый Konstart, Дулево все еще производит краски? И еще один вопрос, не могли бы Вы показать как выглядит аэрограф.

Юрий Владимирович Яснецов летом мне говорил, что Дулевский красочный завод краски по-прежнему делает, но качество очень низкое.
konstart
Цитата(Jane Crane @ 26.12.2009, 17:03) *
Константин, огромное спасибо за столь наглядную демонстрацию!
какой же это сложный процесс.

А как глазурь покрывает все участки? Ведь есть места, за которые фигурку держат, когда окунают.


Да, те места, за которые держатся пальцами, остаются без глазури. Надо потом эти места подмазать аккуратно густой глазурью кисточкой.
На производствах, да и мы тоже иногда применяем специальные щипцы. Но для скульптуры они мало подходят.
А незначительные неровности при подмазывании в обжиге расплавляются.
konstart
Цитата(ПЧЕЛКА @ 26.12.2009, 13:57) *
Уважаемый Konstart, Дулево все еще производит краски? И еще один вопрос, не могли бы Вы показать как выглядит аэрограф.

Сергей уже ответил. Производит, но уважающие себя люди ими предпочитают не пользоваться.
У меня есть некоторый запас старых Дулёвских красок с Советских времён. Применяю,когда нужна аутентичность.

Мой аэрограф выглядит так. При работе с ним нужна особая тщательность, тонкая,хорошо профильтрованная краска. На керамических производствах аэрографы намного грубее. Конструкции разнообразны.
К аэрографу нужен компрессор, выдающий равномерное давление воздуха.
В баллончик аэрографа наливается краска, Воздух, проходя через сопло создаёт тонкую пыль из краски.
ПЧЕЛКА
Цитата(konstart @ 25.12.2009, 0:54) *
Краски в виде порошка разводят на скипидаре с добавлением скипидарного масла.
Современные импортные краски можно просто развести мастихином.
В качестве связующего можно применять водорастворимые клеющие составы.
Последнее время появились импортные водорастворимые связки для надглазурной краски.
Современные краски стали чище, флюсы в этих красках более блестящие.

Уважаемый Konstart, я цитаты Ваши привела наверху, которые никак в голове не могут уложиться в систему, торможу, извините. Вещество для разведения и связующее вещество это одно и то же? Или связующее вещество это то чем покрывают скульптуру перед нанесением краски? Флюсы уже входят в состав краски, то есть перемолоты вместе с ней, да? Спасибо.
ПЧЕЛКА
Цитата(СЕРЫЙ @ 25.12.2009, 15:52) *
читая Ваш труд, большое внимание обращают на методы позволяющие индентифицировать статуэтку, определить признаки, по которым можно привязать её к советской эпохе, отличить от фальшивой. В связи с этим, я с большим интересом прочитал о красках, их совместимости и разных температурах обжига. Я думаю, что количество обжигов говорит о коофициенте трудоёмкости и, как один из факторов о её цене, а так же, в какой-то степени влияет на редкость. А это позволяет отличить сувенирную продукцию от коллекционной. Таким образом, я сделал вывод, что вопрос о красках это очень важный вопрос. С уважением..

Уважаемый Серый, можно с Вами подискутировать? Кроме того, что вопрос о красках очень важный вопрос, какие еще выводы Вы сделали о признаках Советских красок, позволяющих судить об их аутентичности? Спрашиваю потому что та атрибуция по краскам, о которой говорил Константин, на мой взгляд, доступна только специалистам скульпторам, художникам, технологам. Но мы, увлекающиеся фарфором, тоже должны какие-то иметь аксиомы. Вот первая-советские краски не такие яркие как современные. Второй-палитра Уже, но на сколько и на какие оттенки, здесь нам уже не определить. Где-то читала, что современное золото немного другое, с рыжиной. Как думаете, что еще можно добавить в багаж знаний коллекционера?
СЕРЫЙ
Уважаемая ПЧЁЛКА, я думаю, что в багаж знаний коллекционера нужно добавлять всё то, что поможет Вам в будущем проводить атрибуцию. Если конкретно по краскам, то это прежде всего основные группы красок, затем их основные характеристики (цвет, температура обжига, химическая стойкость, коллекции и смешиваемость), как меняются цвета в зависимости от температуры обжига. Кроме того, я думаю, что необходимо знать по цвету была ли фигурка недожжена или пережжена, так как краски сохраняют свой яркий цвет при довольно узком интервале температур. Ну а если я где-то ошибся, думаю меня Константин поправит. С уважением..
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.