Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Выставка "Семейный дар" (И. Венкова и Н. Кочуков)
Форум для любителей искусства и старины "СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ" > СОВЕТСКИЙ ФАРФОР, ФАЯНС И МАЙОЛИКА. 1917 - 1991. В книгах, журналах, открытках, изобразительном искусстве, на выставках ... > Государственные музеи, хранящие в своих собраниях советский фарфор/фаянс/майолику
JuliaK
С 4 февраля в Строгановском дворце Русского музея открыта выставка двух скульпторов - Ии Венковой и Николая Кочукова "Семейный дар". Она посвящена памяти талантливых художников.
Открытие состоялось в Угловом зале Строгановского дворца. Само мероприятие напоминало художественный мини-клуб. В основном сюда пришли люди, хорошо знакомые с творчеством скульпторов. Отсутствовали фанфары и громкие пафосные слова: все было "по-домашнему". Из официальных гостей присутствовали скульптор Сергей Борисов и дочь скульпторов Екатерина Кочукова.
Выставка расположена в бывшем рабочем кабинете Строганова. Всего представлено 23 скульптуры.
Венкова и Кочуков в основном работали с бронзой, но на выставке представлены также работы из мрамора, шамота и гипса.
Особое освещение, люди, заполонившие небольшой кабинет и скульптуры, в которых, кажется, запечатлена целая жизнь. Экспозиция охватывает большой период творчества скульпторов. На суд зрителя вынесены не только старые работы, но и самые последние, подаренные Русскому музею дочерью художников. Среди них особо выделяются одни из последних скульптур Николая Кочукова - "Портрет студента" и "Портрет студентки". Скульптуры из мрамора выделяются из ряда других портретов руки мастера.
Екатерина Кочукова рассказала, как создавались эти скульптуры: "Уже пожилой человек каждый день приходил в мастерскую, где слой за слоем он снимал всю поэтическую оболочку, как бы освобождая эти образы. Это очень символичные работы".
Работы Ии Венковой и Николая Кочукова тематически очень отличаются друг друга. Главные темы в творчестве Венковой - материнство и балет. Тема балета на выставке представлена тремя небольшими, но очень изящными скульптурами балерины. Тема материнства раскрывается в скульптуре "Не для войны" - мать с младенцем на руках. Здесь, как в зеркале, отражена вся нежность, на которую только способно женское сердце.
Основной жанр скульптур Николая Кочукова - это портрет, и он представлен во всем своем многообразии: "Портрет рабочего Кировского завода", "Портрет заслуженного тренера СССР Сергеева", "Портрет студента", "Портрет студентки" и др. В своих работах он изображал не просто человека, но и устремленность к идеалу. Его вдохновлял советский народ, его подвиги. Поэтому простой советский человек стал объектом его внимания.
Скульптура - "это застывшая музыка". Скульптура Венковой и Кочукова - эта музыка ушедшего времени, несуществующей страны. Оттого она еще более прекрасна и неповторима.

Статья Марии Батуриной
JuliaK
Ия Венкова. Мать и сын.
JuliaK
Николай Кочуков. Студентка
JuliaK
Еще один обзор с просторов интернета:

Широко неизвестные

С 4 февраля в Строгановском дворце можно увидеть скульптуры Николая Кочукова и Ии Венковой, талантливых мастеров пластического искусства, работавших в Ленинграде-Петербурге во второй половине ХХ века. Работы в основном камерные, и в них сквозит невеселая жизнь скульптора в позднесоветскую эпоху: темы невнятные, материалы скромные, к тому же никакой возможности работать в городском пространстве. Если учитель Кочукова и Венковой в Академии художеств – Виктор Синайский – в 1920-е годы воплощал ленинский план монументальной пропаганды, в 30-е делал декоративную скульптуру для сталинских новостроек, то таланты его учеников, начавших работать в послевоенное время, были востребованы гораздо хуже. Две парковых скульптуры в Александровском парке у станции метро «Горьковская» – романтичная «Молодость» Кочукова и поглощенные своей нежностью, не замечающие ничего вокруг «Мать и сын» Венковой, – плюс кочуковская статуя Ломоносова в Ораниенбауме – самые известные работы авторов. Остальные «Знатные свинарки», «Колхозницы-животноводки», пионеры, балерины, студенты либо остались жить в мастерских, иногда выходя в свет на отчетных выставках городских художников, либо попали в музейные запасники, причем нередко как дары. Вот и эта выставка названа «Семейный дар», так как наряду с двумя десятками вещей из собрания Русского музея показаны произведения, подаренные Кочуковым и его дочерью.

JuliaK
Интересно, кто-то из форумчан был на выставке?
Richard
на этой выставке я не был, зато на днях заглянул в Выставочный зал Выхино (Москва). Там сейчас идёт выставка
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
К сожалению девушки там не было, - она с прошлой выставки, и когда делали рекламу не знали какие работы в этот раз привезут на выставку. В этот раз из пластики там только
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
если я не напутал окончание фамилии, то автор Лихо'вский Д.А. серия "Медведи". На выставке есть немного стекла, в основном же представлена акварель. Среди фамилий дважды замечена "Сотников" с разными инициалами, - О родстве с тем самым Сотниковым к сожалению ничего не знаю.
PS: от одноимённого метро не далеко - 2 остановки (авт. 209). Вход Бесплатный tongue.gif
сайт зала http://www.vzv-art.ru/index.html - интересно полазить в "Архиве выставок"
глянуть одним глазком на саму выставку: http://www.vzv-art.ru/monoslideshow.swf (скорее всего после окончания выставки ссылка станет недействительна - скачать ролик мне не удалось)
Владимир Степанович
Если не путаю, скульптура "Мать и сын" расположена в парке около Петрапавловки, идущем в сторону Каменностровского проспекта, где еще памятник "Стерегущему". В этом парке есть еще ряд памятников парковой скульптуры, где авторы известные скульпторы ЛФЗ. Рука узнается сразу. Будете в Питере - пройдитесь там, очень рекомедую.
JuliaK
Спасибо, постараюсь при случае побывать.
Вот, кстати, еще публикация по выставке:

4 февраля в залах Строгановского дворца Русского музея открывается выставка скульптуры двух замечательных мастеров пластического искусства Ленинграда – Петербурга Ии Андреевны Венковой и Николая Сергеевича Кочукова. Это первая выставка в Русском музее. В экспозицию вошли 23 произведения из собрания музея и подаренные Николаем Кочуковым и его дочерью Екатериной Кочуковой. Работы охватывают большой период пластики советского времени, начиная с 1950-х годов до последних лет жизни художника.
Произведения Кочукова и Венковой – визитная карточка поколения, ощущавшего свою причастность к сильному, великому и крепкому государству. Художники известны как авторы парковой скульптуры в Александровском саду у станции метро Горьковская (И.Венкова - композиция «Мать и сын», Н.Кочуков – композиция “Молодость»).

Будущие художники познакомились в стенах Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Они учились у опытного педагога В.А. Синайского, который прививал студентам вдумчивое, серьезное, творческое отношение к искусству, повторяя свою основную заповедь: «Чтобы стать художником, нужна вся жизнь». Так и произошло: вся жизнь И.Венковой и Н.Кочукова была посвящена любимому делу - ваянию, долгому постижению мастерства. Но кроме мастерства художнику необходим жизненный опыт. У тех, кто родился в 1920-е годы, к зрелым годам его оказалось достаточно. Ия Андреевна вернулась в стены Института в 1945 году, когда за ее плечами была страшная зима блокадного Ленинграда 1941-1942 года, жизнь в эвакуации, работа в колхозе. Николай Кочуков продолжил учебу в Институте в 1945 году, будучи гвардии старшим сержантом, прошедшим Сталинградскую битву и бои за освобождение стран восточной Европы. Это помогло сформироваться особому дару художников, смотрящих на жизнь с оптимизмом, верой в высокое назначение человека, с гордостью за свою страну, ее историю, за свой народ.
Творчество Ии Венковой - это мир, увиденный глазами женщины. Что бы она ни делала, на всем лежит след женской любви и нежности: ранние фигурки, выполненные в фарфоре, портреты современников, фигуры, композиции, парковая скульптура. Материнство – вечная тема в искусстве – стала главной для нее. Вторая большая тема в творчестве Венковой – балет - сопряжена с ее размышлениями о женщине-художнице, её жертвенной любви к искусству. Венкова свободно работала во всех материалах, но особой любовью художницы была скульптура в шамоте, который придавал ее образам еще большую теплоту.
Талант Николая Кочукова проявился в его любимом жанре - скульптурном портрете. Его портреты отличаются глубоким вниманием к человеку, в котором он видел целый мир. Его вдохновляли военные подвиги, трудовые, спортивные достижения советских людей. В созданных образах художник утверждал идеалы добра и патриотизма, привнося в них ноту героической приподнятости, устремленности к идеалу. В последние годы скульптор выполнил ряд портретов в белом мраморе («Портрет студентки»2001, «Портрет студента» 2002). Они были неожиданны и значительно отличаются от того, что скульптор делал раньше. Их пластика тяготеет к классике, образы не имеет такой тесной связи со временем. В них проявилась внутренняя свобода, тот духовный опыт и мастерство, к которому художник идет всю жизнь.

http://mkrf.ru/news/regions/northwest/detail.php?id=83953
JuliaK
Цитата(Владимир Степанович @ 21.4.2010, 11:15) *
Если не путаю, скульптура "Мать и сын" расположена в парке около Петрапавловки, идущем в сторону Каменностровского проспекта, где еще памятник "Стерегущему". В этом парке есть еще ряд памятников парковой скульптуры, где авторы известные скульпторы ЛФЗ. Рука узнается сразу. Будете в Питере - пройдитесь там, очень рекомедую.


В 1970-м году бронзовая скульптура «Мать и сын» украсила парк им. В. И. Ленина (ныне Александровский), ст. метро Горьковская
JuliaK
По совету Владимира Степановича - фото из Александровского парка:
JuliaK
Стамов:
JuliaK
Гендельман Ефим Аронович
JuliaK
***
JuliaK
**
JuliaK
*
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2022 IPS, Inc.