Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна
Форум для любителей искусства и старины "СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ" > Художественная промышленность РОССИИ. Люди, производства ... > Мастера-фарфористы СССР
Елена
Щекотихина-Потоцкая Александра Васильевна (1892-1967), ученица Рериха, член объединения художников МИР ИСКУССТВА, жена Ивана Билибина. Художник ГФЗ 1918-1923, по возвращении из эмиграции художник ЛФЗ 1936-1955
Елена
Мне очень нравятся ее работы, у меня их мало. Вот, к примеру, пепельница РЫБА 1940г. Присылайте пожалуйста, у кого что есть.
Елена
1920г блюдо «Комиссар. Площадь Урицкого»
Злая, умелая, осмысленная карикатура. Комиссар стоит на Дворцовой площади (тогда – площади Урицкого). За его спиной заросшее травой пространство и маленькая, игрушечная какая-то Александровская колонна. Первый укол – вот, мол, кто теперь «вознесся главою непокорной» выше Александрийского столпа, тот, из-за кого оживленная площадь столицы превратилась в деревенский пустырь. Но Щекотихина - Потоцкая на этом не останавливается, она с умелым тщанием, с истинной нелюбовью вырисовывает своего героя. Он брит наголо, до синевы – голова и впрямь как череп голый, стоит он в клоунских каких-то красных галифе, прижимая к груди канцелярскую папку. Гений смерти, только это – канцелярский гений.
Из статьи ВОКРУГ БЕЛОГО ЧАЙНИКА Н.Елисеева
Юлия
еще фотка
Юлия
кто не работает тот и не есть
vetlana
Добрый, день, Всем!
Мне рассказывала Л.С. Лобанкова про Щекатихину-Потоцкую, вернее о манере этой личности одеваться. Известно, что Щ.-П. вместе с Билибиным в 1920 г.г. много путешествовали по Востоку и оттуда Щ.-П. привезла разные восточные шали, чалму, украшения. На вернисажи и открытия выставок она приходила в платье с большим вырезом на спине, в чалме с пером или камнем посередине, на пальцах были нанизаны крупные серебрянные кольца. Где-то в впервой половине 1990 г.г. я случайно забрела на небольшую выставку на Лиговском проспекте в Доме книги на втором этаже было два небольших зальчика, где проходили выставки. Были выставлены эскизы и рисунки Билибина и Щекатихиной- Потоцкой, и фотографии этой супружеской пары до войны и после только Щекатихиной- Потоцкой. одна была в точности такая, как мне и обрисовывала образ на вернисаже этой яркой художницы. Где-то у меня сохранился проспектик с этой выставке. А года 3-4 назад на ЛФЗ восстановили чашку по эскизу Билибина, но уже из костяного фарфора. Ручка в ввиде льва и два Билибинских рисунка перевели на деколь, поэтому она стоит, хотя и не дешево, но вполне приемлемо.
Gella
[attachmentid=6706]

Мне кажется, что по отношению к Александре Васильевне, определение "эмиграция" не совсем уместно. Уезжала она в 1923г. с разрешения Наркомпроса, никогда не теряла связи с заводом, присылала эскизы и готовые работы.
"По эскизам Щекатихиной-Потоцкой, присланным из Франции в Советский Союз были расписаны изделия, показанные на Всемирной выставке в Милане. За них художнице был присужден почетный диплом" В.Носкович.
Грег
Тарелка с агитационной надписью на немецком языке : "Да здравствует мировая республика Советов", с изображением русского крестьянина и немецкого рабочего 1925.
http://pinakotheke.artinfo.ru/n3.asp
Грег
Пермская государственная художественная галерея (ПГХГ):
Вазочка “Свадебная”. 1922 г.
Белье ИФЗ. Роспись надглазурная, золочение, цировка, В.-6,7.
Марки: 1.ГФЗ голубая надглазурная с датой 1922. ИФЗ синяя надглазурная; надпись “Александра Щекотихина” выполнена красной краской.
Пост. Из ГФЗ им.М.В.Ломоносова, в 1932. К-10113
http://gallery.permonline.ru/collection/6/d11.htm
Грег
Графин "Рябина"
ЛФЗ, фарфор, роспись, автор формы и росписи А.В. Щекотихина-Потоцкая, высота 22.5 см., 1950-60-е гг.
http://starina.info/sale/23/num/65/
Грег
И вот ещё интересная грань таланта...
Цитата
Для художников, занимавшихся росписью фарфора, стало обычным делом пробовать свои силы в создании натюрмортов, как это видно на примере работ Щекотихиной-Потоцкой.
http://www.siteadd.ru/index.php?cat=12&page=56407

Натюрморт. Холст, масло. «Грибоедовский», С.-Петербург
Gella
Портрет сына
[attachmentid=6785]
Gella
Не совсем по теме, но работа замечательная
[attachmentid=6786]
Владимир Степанович
Пепельница Рыбка. На развалах сейчас иногда попадается такая, 60-70 тых годовЛФЗ. Страшная, как моя жизнь. Место для стряхивания пепла с сигарет Прима и Астра на коммунальных кухнях.
Для сравнения даю Рыбку 40-вых. Она и размера другого, и .... Почувствуйте разницу.

Это видел как-то кружку "Башкирская красавица" производство Уфимского изоляторного завода. Чем-то очень напоминает Н.Данько Молоко
Gella
В продолжение рыбной темы (к сожалению фото только ч/б)

Блюдо Рыбы, 1928
[attachmentid=6848]

Gella
Ваза Рыбы, 1939
[attachmentid=6849]
Павел
Рыбы - так рыбы.
coccinelle
Первую часть своей фамилии до конца 1930х годов художница чаще писала через "о", с конца 1930х годов - через "а". Такое написание было принято в последних документах. Вторая часть фамилии появилась в 1915 году после первого замужества А.В. Щекатихиной.
(И.Я. Билибин (1876-1942), А.В. Щекатихина-Потоцкая (1892-1967). Каталог выставки. Художник РСФСР, Л., 1977 г. Тираж 1 тыс. экз.)

Опираясь на древнюю традицию, она уподобляет формы живой природы различным видам сосудов. Так возникают масленки "Лимон" (1941), "Перец, (1948), салатник "Карп" (1941), ликерный набор "Рябинка" (1945), графин с чарочками "Рыба" (1945), пепельница "Голубь" (1947).

С конца 1940х годов в центре внимания Щекатихиной роспись сервизов, предназначенных для массового тиражирования:
"Золотой Петушок", 1949
"Лимоны", 1950
"Кизил", 1950
"Инжир", 1953
"Рябинка", 1954
coccinelle
Декоративная тарелка "Иванушка на Коньке-Горбунке". 1918
coccinelle
Декоративная тарелка "Нитки мотают". 1920.
coccinelle
Сухарница в форме листа с девичьим лицом. 1921.
coccinelle
Блюдо "Господин в цилиндре с моноклем". 1928.
coccinelle
Графин из ликерного набора "Рябинка", 1945
Масленка "Лимон", 1941
Масленка "Перец", 1948
coccinelle
Блюдо "Голова быка и овощи", 1928
coccinelle
Сервиз кофейный "Кизил", 1950.
coccinelle
И ранее уже публиковавшиеся на форму в цвете - графин с чарочками "Рыба", 1945
coccinelle
Иллюстрации из (очень жаль, что черно-белые):
Иван Яковлевич Билибин. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая. Каталог выставки. Изд. "Художник РСФСР", Л., 1977 год. Тираж 1000 экз.
bubo
"Кизил" в цвете:
bubo
Чашка из сервиза "Снегурочка", 1922 г.
olga tzadikov
21-22 апреля 2010г. в Нью-Йорке будет проходить аукцион предметов русского искусства. Среди 360 лотов есть и такой: тарелка А.В. Щекотихиной-Потоцкой "Не поворуеш так и не попируеш" . Предварительная оценка 10-15тыс. долларов.

Нажмите для просмотра прикрепленного файла




Maze
Цитата(Gella @ 5.3.2007, 0:11) *
Портрет сына
[attachmentid=6785]

Нажмите для просмотра прикрепленного файла

«Мстислав Николаевич помнит мать с очень раннего возраста, с трех лет. И помнит не зрением, а внутренним сознанием – как присутствие рядом сильной и властной энергии, охраняющей его и подчиняющей его. Он помнит санки, которые везут его через город к училищу Штиглица. Город очень большой, он утопает в снегу, маленького Славчика не видно в траншее, протоптанной в снегу, он замер, закутанный до глаз, и уставился в мамину спину. В Штиглице у мамы работа. Славчика развяжут, распакуют, освободят от капустных листьев старых маминых обносков, и он будет греться у буржуйки. А мама сядет за длинный стол, на котором сидят и другие художники (в том числе и Потапова с Кобылецкой) и, капнув на стеклянную палитру капельку скипидара, будет растирать карски, чтобы рисовать этими красками на фарфоре. Славчик, согревшись, может бегать по мастерской сколько захочет. Бегать нельзя, только когда расписанные вещи укладывают в коробку, чтобы везти обжигать на заводе. На заводе такой холод, что работать там нельзя, -- все художники работают в училище. Если они едут на завод, Славчик знает, что поедут на паровике. Подойдет паровоз, они залезут в промерзший вагон, и паровоз повезет их вдоль Невы.
На заводе достанут из обжига яркие картины на фарфоровых тарелках. Вот девушка, похожая на гоголевскую Солоху, перематывает шерсть, покачивая золотыми сережками. Вот летит на коньке-горбунке по морозному небу Иванушка-дурачок. Вот Снегурочка в задубившейся шубе стоит, расставив ноги и руки, подставляя солнцу курносое лицо. Позже, находясь в Париже, Щекатихина напишет на фарфоре и портрет своего сына (декоративная тарелка «Славчик»)».

Кира Михайловская, "Цветущий кобальт".
Maze
Цитата(Gella @ 5.3.2007, 0:13) *
Не совсем по теме, но работа замечательная
Нажмите для просмотра прикрепленного файла


Это портрет египетского мальчика, помогавшего обслуживать маленькое производство, которое А.В. Щекатихина-Потоцкая организовала, проживая в Египте. "Этот самый мальчик топил муфель, следил за обжигом и останавливал его. В муфеле обжигались сервизы на древнеегипеские темы, скульптура и тарелки агитационного фарфора, который она продолжала делать и в Каире. Тогда в Египте не было даже советского консульства, и работа Щекатихиной над тарелками с революционной живописью, с серпом и молотом была, можно сказать, работой не только художника, но и полпреда".
Serg_guard
Не очень известный факт, но лучшими друзьями Александры Васильевны с кон. 1940-х была семья Трауготов.

В семье Трауготов моментальный рисунок был сродни фотографии

На рисунке Александра Траугота сер. 1950-х гг. за столом у Трауготов (слева направо по кругу):
скульптор Михаил Войцеховский
Александра Васильевна Щекатихина
Мама (Вера Павловна Янова) - она не хочет фотографироваться smile.gif
Александр Георгиевич Траугот
Serg_guard
Рисунки А.Г.Траугота кон. 1940-х гг.:
Serg_guard
Рисунки 1950-х гг.:
Serg_guard
Рисунок 1960-х гг.:
Serg_guard
Рисунок 1960-х гг.
(подпись автора сохранена)
Serg_guard
Одной из ближайших подруг Александры Яковлевны была баронесса Бранденбург.
Александра Яковлевна часто навещала её вместе с Александром Трауготом в кон. 1940-х гг.

По воспоминаниям Александра Георгиевича баронесса жила на цокольном этаже и её окошко было вровень с асфальтом, она встречала их сидя у окошка, одну руку положив на подоконник, а второй подперев голову. Баронесса была очень полной и одевалась очень экстравагантно smile.gif
Павел
Цитата(Serg_guard @ 18.4.2010, 13:49) *
Не очень известный факт, но лучшими друзьями Александры Васильевны с кон. 1940-х была семья Трауготов.

Вот такой рисунок.
Вечер у Трауготов. 1957 г.
Слева направо: А.В.Щекотихина и ее сын Мстислав Потоцкий, Траугот и его жена Вера (?),Люся Глебова, ОКоннель-Михайловская, Т.Глебова, Стерлигов (график), Ирина жена Потоцкого. Стоит сын Траугота - Лерик.
(Т.Глебова - ученица Филонова - жена Стерлигова).
Автор рисунка - ОКоннель-Михайловская.
fabosch
Уважаемые коллекционеры, может быть кто-то сможет дать какую-то инфоррмацию. Ко мне в руки попал рисунок (карандаш, тушь, акварель на картоне, размер 29х23 см), как работа неизвесного автора. Но похоже, что это Щекатихина-Потоцкая. Имеет ли этот рисунок какое-то отношение к ее "фарфоровым" работам? Что скажете? Готов прислать изображение с хорошим разрешением.Нажмите для просмотра прикрепленного файлаНажмите для просмотра прикрепленного файла
Serg_guard
Не думаю, что это эскиз к фарфоровой работе.

Думаю, что это просто графический лист, возможно эскиз костюма ...
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2019 IPS, Inc.