Добро пожаловать на официальный сайт антикварного салона 'Среди коллекционеров'
Добро пожаловать на официальный сайт издательства 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать на официальный сайт журнала 'Среди коллекционеров' Если вам требуется качественная реставрация фарфора, то мы сможем вам в этом помочь. Обращайтесь, пожалуйста!
Добро пожаловать на сайт аукционного дома 'Среди коллекционеров' Добро пожаловать в интернет-магазин 'Антикварная книга' Последние новости мира искусства на сайте 'Среди коллекционеров' Вы на форуме для любителей искусства и старины 'СРЕДИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ'
Это наш зарегистрированный торговый знак.
IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

КОНСУЛЬТАЦИИ:
БРОНЗА (Россия-СССР) БРОНЗА (Запад) БРОНЗА (Восток) ГРАФИКА (Россия-СССР) ИГРУШКА (Россия-СССР) КАМНИ (Россия-СССР) КАМНИ (Запад) КАМНИ (Восток) КНИГИ (Россия-СССР) ЛИТЬЁ (Россия-СССР) ЛИТЬЁ (Запад) ЛИТЬЁ (Восток)
ФАРФОР (Россия) ФАРФОР (СССР)

12 страниц V   1 2 3 > »   
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Технология изготовления фарфоровой скульптуры
Serg_guard
сообщение 3.7.2006, 17:40
Сообщение #1


Administrator
***************

Группа: Admin
Сообщений: 9688
Регистрация: 13.1.2005
Из: Moscow
Пользователь №: 1



Спасибо Сергею Алексеичу и Гелле за идею создания нового форума и его название, соответственно. Link

Немного расширил рамки форума, т.к. многих я думаю заинтересуют вопросы технологии производства фарфора, фаянса и т.д.

С уважением, Администратор


--------------------
Издательство и антикварный салон "Среди коллекционеров"
Приглашаю к сотрудничеству искусствоведов, коллекционеров, дилеров и распространителей литературы. С уважением, Сергей Насонов
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
СЕРЫЙ
сообщение 14.12.2009, 20:51
Сообщение #2


Master
**********

Группа: Пользователь
Сообщений: 795
Регистрация: 19.10.2009
Из: Украина
Пользователь №: 14044



Цитата(Serg_guard @ 3.7.2006, 18:40) *
Спасибо Сергею Алексеичу и Гелле за идею создания нового форума и его название, соответственно. Link

Немного расширил рамки форума, т.к. многих я думаю заинтересуют вопросы технологии производства фарфора, фаянса и т.д.

С уважением, Администратор

Сегодня прочитал о том, с каким энтузиазмом нашими уважаемыми старожилами создавалась данная ветка форума, но почему-то спустя некоторое время оказалась на стадии замирания. Почему? Для меня не понятно. Ведь тема технологии производства фарфора, фаянса и керамики-это одна из интересных тем, без знания которой невозможно грамотно провести атрибуцию изделия. Было бы очень интересно услышать от кого-нибудь из опытных форумчан или технологов, связанных с производством, процесс рождения статуэтки от самого начала до выхода с завода. Или хотя бы получить ссылку на данный вопрос. С уважением..
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Serg_guard
сообщение 15.12.2009, 1:22
Сообщение #3


Administrator
***************

Группа: Admin
Сообщений: 9688
Регистрация: 13.1.2005
Из: Moscow
Пользователь №: 1



По этому вопросу лучше попросить высказаться Константина (Konstart)


--------------------
Издательство и антикварный салон "Среди коллекционеров"
Приглашаю к сотрудничеству искусствоведов, коллекционеров, дилеров и распространителей литературы. С уважением, Сергей Насонов
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 15.12.2009, 15:59
Сообщение #4


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Да, это "любимая" моя тема. Я согласен, что знание технологических тонкостей позволяет точнее атрибутировать вещи.
Это очень важно. Но, практика показала, что знания изложенные абстрактно, в виде толстого учебника плохо усваиваются.
Да и писать такие "учебники" абстрактно мало интересно. Мне ,например, не понятно в каком обьёме и на какой уровень погружения нужна инфомация. Кажется иногда, что общими вопросами уже все владеют. Обычно интерес возникает, когда появляется конкретный вопрос.Когда спорная ситуация. Тогда рождается и ответ.
Эту тему можно загрузить различными ссылками, но в этом я не могу конкурировать с более продвинутыми в интернетсреде форумчанами.
Сам редко лезу в справочный материал.
Но с удовольствием готов ответить(если знаю (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) ), поспорить в поисках истины на задаваемые вопросы. Это бывает очень интересно и полезно для всех участников.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 15.12.2009, 16:12
Сообщение #5


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Цитата(СЕРЫЙ @ 14.12.2009, 20:51) *
Цитата(Serg_guard @ 3.7.2006, 18:40) *
Спасибо Сергею Алексеичу и Гелле за идею создания нового форума и его название, соответственно. Link

Немного расширил рамки форума, т.к. многих я думаю заинтересуют вопросы технологии производства фарфора, фаянса и т.д.

С уважением, Администратор

Было бы очень интересно услышать от кого-нибудь из опытных форумчан или технологов, связанных с производством, процесс рождения статуэтки от самого начала до выхода с завода. Или хотя бы получить ссылку на данный вопрос. С уважением..


Уважаемый, Серый. Если у Вас нет даже общей информации об этом процессе, то я к Вашим услугам. Торжественно клянусь в ближайшие дни
исполнить просьбу.
При ответе на вопрос возникают сразу несколько контрвопросов: где создавали, в какое время, и какой из способов описать. Вот в конкретных тонкостях весь интерес.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
СЕРЫЙ
сообщение 15.12.2009, 20:22
Сообщение #6


Master
**********

Группа: Пользователь
Сообщений: 795
Регистрация: 19.10.2009
Из: Украина
Пользователь №: 14044



Уважаемый konstart, огромное Вам спасибо, что откликнулись на просьбу. Это было бы замечательно. Давно известно, что к Вашим выступлениям на форумах всегда наблюдается повышенный интерес. Это и не удивительно, потому что Вы обладаете не только глубокими знаниями в данной области, но и можете очень грамотно, информативно и увлекательно преподнести материал. Ваша статья на данную тему оказалась бы очень кстати. Мне кажется, что даже в обзорном формате, не останавливаясь на технологических тонкостях, она повлечёт за собой массу вопросов и даст обильную почву для дискуссий и тем самым оживит данную ветку форума. Ну и конечно же окажет неоценимую пользу не только таким новичкам как я, но и я думаю форумчанам со стажем, так как позволит образно представить весь процесс рождения статуэтки. Что касается меня, то я был-бы очень благодарен Вам, если бы Вы подробнее остановились на роли авторов и исполнителей в этом процессе. Например, сколько авторских экземпляров создают скульптор и художник при производстве тиражной статуэтки? Будем с нетерпением ждать Вашу статью, однако торопить Вас считаем делом некорректным. С уважением..
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 0:53
Сообщение #7


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Давайте начнём потихоньку. Постараюсь избежать дидактической схоластики.
Сначала общие вопросы, потом можно углубляться в частности. тема будет развиваться витками с отступлениями в стороны.

Итак. С чего начинается скульптура? С замысла, идеи, образа. Это самый загадочный и труднообъяснимый процесс. Как «пощупать» творческий процесс? Из каких сфер приходят образы? У всех по-разному. Кому то надо долго собирать материал, смотреть образцы аналогов, компилировать, долго делать эскизы, кто то вынашивает весь замысел в голове, прокручивает мысленно до малейших деталей, потом сразу начинает лепить без предварительных эскизов и моделей. Кто то видит лишь общую канву, потом начинает импровизировать в процессе работы, чувствуя и «думая» руками. Одни скульпторы прекрасно работают «по воображению», основываясь на ранее накопленном опыте работы и мастерстве, другие не могут обойтись без натуры и натурщиков. Это всё очень индивидуально. Но, перед тем как начать работу, надо определить задачу, своего рода тех. задание. Ответить на вопросы; что это будет за скульптура? Кто её потребитель? Каков тираж? Какая ценовая категория, что будет выражать эта скульптура? После ответа на эти и массу других вопросов, автор начинает решать образ скульптуры с учётом технологии производства, свойств материала, уровня квалификации исполнителей, технологичности, экономичности ит.д. На этой стадии полёт фантазии теряет крылья. Что-то надо обобщать, отказываться от деталей, упрощать. При этом вещь не должна терять выразительности, остаться красивой. При замысле фарфоровой скульптуры надо учитывать, как она будет декорирована. Некоторые авторы видят сразу произведение вместе с росписью, другие отдают решение этой задачи художникам. Часто скульпторы не видят роспись и стараются решить тему скульптурными средствами. Тогда вещь бывает хороша и без росписи.
Единичные авторские вещи можно позволить себе делать не оглядываясь на себестоимость, технологичность. Главное адекватно выразить мысль, образ.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 1:16
Сообщение #8


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970




Вот с такого наброска начиналась скульптура "Малыш-бычок". Поскольку эскиз не надо было утверждать у заказчика, проходить худсовет, то этого было достаточно. Давайте теперь посмотрим, как материализуется идея в фарфоре на примере сувенирной скульптурки из серии «счастливое детство». Тираж скульптуры ограниченный 100штук. Поэтому, чтобы не нарушать заявленные обещания сделаем вариацию скульптуры. Практически в прямом эфире.

После таких нескольких композиционных набросков следовала стадия вылепливания модели в пластилине, шёл поиск и конкретизация образа, двыжения, позы. Это называется черновая модель. Она не сохранилась, не была сфотографирована. Эту стадию опишу на других примерах в следующих постах.

Затем с пластилиновой модели сняли черновую форму. Эту форму обработали, залили в неё гипс. Получили гипсовую модель. Это называется чистовая модель.
Пластилиновую модель для формовки приходится расчленять. Надо понять, как оптимальнее поделить фигуру на части, чтобы было удобнее работать.
Вот они гипсовые части фигуры, подогнанные на стадии гипса друг к другу, чтобы небыло швов. Подставка снизу выбрана сферой. Это сделано для того,чтобы свод подпирал верхнюю горизонтальную плоскость подставки, не давал ей просесть в обжиге и, для того,чтобы низ был аккуратным, эстетичным, глазурованным (за исключением места касания подставки и стола).

Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  форик_малыш_бычок.jpg ( 119.7 килобайт ) Кол-во скачиваний: 22
Прикрепленный файл  гипс_малыш.jpg ( 52.89 килобайт ) Кол-во скачиваний: 17
Прикрепленный файл  гипс_малыш2.jpg ( 61.59 килобайт ) Кол-во скачиваний: 19
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 1:33
Сообщение #9


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Дальше гипсовую чистовую проработанную модель надо ещё раз отформовать, получить уже "литьевые формы". В эти формы заливается фарфоровфй шликер.
Это фарфоровая масса разведёная водой в определённой консистенции. Гипсовая форма впитывает в себя воду из шликера, на стенках гипса нарастает фарфоровый корж. Чем дольше держать шликер в форме, тем толще стенка изделия. После набора нужной толщины, шликер из формы выливают.

Для работы нужно несколько форм. Одна такая форма без сильной потери качества способна выдержать примерно 30 отливок. Дальше стенки формы сильно выедаются,
рельеф замыливается, появляются раковины. Грубые изделия можно лить и дальше, а вот тонкие уже не желательно.
Для заявленного тиража 100шт. мне потребовалось пять комплектов форм. В каждый комплект можно сделать примерно 2-3 отливки. Дальше форма сильно промокает.
Надо учитывать, что выход продукции не 100% случается брак. Поэтому отливок надо делать больше. В моём случае закладывал 20%

Так выглядит комплект литьевых форм для изготовления данной скульптурки. Для такой маленькой скульптурки такой обьём форм из гипса.

Сообщение отредактировал konstart - 22.12.2009, 1:34
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  формы_М.jpg ( 202.56 килобайт ) Кол-во скачиваний: 17
Прикрепленный файл  формы_для_литья_М.jpg ( 80.81 килобайт ) Кол-во скачиваний: 15
Прикрепленный файл  формы_для_литья2М.jpg ( 76.33 килобайт ) Кол-во скачиваний: 14
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 1:46
Сообщение #10


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Формы бывают наливные, когда шликер залитый в форму не надо сливать. Он полностью заполняет деталь.
И сливные,когда обьём большой и шликер надо сливать.
В этом комплекте сливные формы на тело мальчика, ноги, подставка. Наливные для кистей рук, коровка.
Дяденька заливает формы из кувшинчика шликером.

И формы с нашей скульптуркой. Тело с уже слитым шликером, виден литник. Форма на коровку наливная, полностью заполненный литник.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  за_работой_отливка2.jpg ( 72.58 килобайт ) Кол-во скачиваний: 23
Прикрепленный файл  лить__М.jpg ( 65.32 килобайт ) Кол-во скачиваний: 16
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 1:50
Сообщение #11


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Затем формы разнимаем. Хорошо видно, сколько кусков формы требуется на каждую отдельную деталь.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  лить_2М.jpg ( 78.38 килобайт ) Кол-во скачиваний: 10
Прикрепленный файл  лить_3М.jpg ( 50.3 килобайт ) Кол-во скачиваний: 13
Прикрепленный файл  лить_4М.jpg ( 74.56 килобайт ) Кол-во скачиваний: 12
Прикрепленный файл  лить_5М.jpg ( 100.82 килобайт ) Кол-во скачиваний: 13
Прикрепленный файл  лить_6М.jpg ( 88.96 килобайт ) Кол-во скачиваний: 15
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 2:00
Сообщение #12


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Следующая стадия склейка отдельно отлитых деталей.
Всё что вынули из формы, аккуратно положили на губку. Затем зарезали литники,подчистили швы.
Потом приклеиваем мелкие детали, потом сборка всех частей. Склейка происходит на тот же самый шликер. Кисточкой наносим шликер на место склейки и прижимаем склеиваемые части.
Важно не пересушить отливки перед склейкой.
И вот уже собранная скульптурка. Швы зачищены, замыты кисточкой, нужные детали пролеплены, проработаны.
около скульптуры лежат инструменты, применяемые в этой стадии работы.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  склейкаМ.jpg ( 113.93 килобайт ) Кол-во скачиваний: 18
Прикрепленный файл  склейка2М.jpg ( 96.28 килобайт ) Кол-во скачиваний: 15
Прикрепленный файл  склейка3М.jpg ( 102.75 килобайт ) Кол-во скачиваний: 10
Прикрепленный файл  сырец2М.jpg ( 66.95 килобайт ) Кол-во скачиваний: 14
Прикрепленный файл  сырецМ.jpg ( 110.46 килобайт ) Кол-во скачиваний: 18
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 2:15
Сообщение #13


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Следующая стадия сушка.
До обжига! Кисточкой делаем роспись солями металлов. Прямо по сырцу. Раствор солей практически бесцветен. Для удобства работы подкрашиваем его чернилами.
В нашем случае применяем азотнокислую соль кобальта и марганца.
Роспись солями это самый дешёвый и простой способ декорирования скульптур. Он не требует особого мастерства владения кистью, тонкости и большой концентрациии,
как в надглазурной росписи. Это самый дешёвый краситель. Требуется только аккуратность и осторожность в работе. Соли очень ядовиты.
Очень важно точно определить нужную концентрацию раствора соли. Это пожалуй самая трудная часть работы с солью.

Затем вещь отправляем на первый, утильный обжиг. Его задача закрепить изделие, сделать его нерастворимым в воде, чтобы можно было без опаски глазуровать.
Температура такого обжига колеблется примерно от 700до 950 градусов. В нашем случае 900.

Так выглядит изделие после утильного обжига. Соль уже начинает проявлять цвет.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  утель.jpg ( 63.45 килобайт ) Кол-во скачиваний: 11
Прикрепленный файл  утель2.jpg ( 57.2 килобайт ) Кол-во скачиваний: 10
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
konstart
сообщение 22.12.2009, 2:24
Сообщение #14


Profi
****

Группа: Пользователь
Сообщений: 186
Регистрация: 22.4.2008
Из: москва
Пользователь №: 10970



Следующая стадия глазуровка.
Глазурь это тонко помолотый порошок, который после обжига на высокую температуру прочно спекается с поверхностью фарфора, образует на нём слой блестящего стекла.
Этот порошок разведён водой в нужной концентрации. Вот он в бачке. Скульптура в момент доставания из глазури. Это медот глазуровки окунанием.
На поверхности изделия остаётся тонкий равномерный слой порошка глазури. Поры изделия впитывают в себя воду.

В обжиге глазурь полностью расплавляется и, чтобы она не прилипла к плите в печке, донышко необходимо замыть губкой.
На фото видно. Замытая часть отличается по цвету. Именно поэтому на фарфоровых изделиях ножки не глазурованные.

Теперь изделие может отправляться на политой обжиг. В нашем случае это 1280 градусов.
продолжение следует.

Сообщение отредактировал konstart - 22.12.2009, 2:27
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  глазуровка1.jpg ( 53.16 килобайт ) Кол-во скачиваний: 12
Прикрепленный файл  глазуровка2.jpg ( 65.5 килобайт ) Кол-во скачиваний: 13
Прикрепленный файл  глазуровка3.jpg ( 51.74 килобайт ) Кол-во скачиваний: 15
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
МОЛЯ
сообщение 22.12.2009, 8:58
Сообщение #15


Advanced Member
***

Группа: Пользователь
Сообщений: 80
Регистрация: 14.2.2009
Пользователь №: 12154



не могу найти слов, чтобы выразить балгодарность за ТАКУЮ экскурсию!!!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

12 страниц V   1 2 3 > » 
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 19.8.2019, 17:52